Пандемия COVID-19 вскрыла проблемы дистанционного образования

Пандемия COVID-19 в стране привела к тому, что многие условия жизни и работы пришлось пересматривать и перекраивать практически полностью.

Пандемия COVID-19 в стране привела к тому, что многие условия жизни и работы пришлось пересматривать и перекраивать практически полностью. Одной из больных тем стало обсуждение дистанционного образования. Чиновники говорят одно, а на деле происходит совершенно иное. Но к этому мы уже привыкли, однако есть нюансы, о которых хочется рассказать.

Сроки создания цифровой образовательной среды в российских образовательных организациях (в том числе, повсеместное обеспечение школ интернетом и создание платформы для дистанционного обучения) четко обозначены в паспорте Национального проекта «Образование». С начала реализации проекта прошло чуть более года (01.01.2019 г.), а до момента завершения, 31.12.2024 года, осталось менее 4 лет. В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь и сейчас». Многие существующие онлайн-образовательные площадки предложили свои услуги и, увы, не справились. Отличным тому примером служит “1С: Образование“, которая призвана, по словам разработчиков, автоматизировать образовательный процесс.

Фирма «1С» предлагает школам, муниципалитетам и регионам России до конца текущего (2019/2020) учебного года бесплатно оперативно развернуть систему дистанционного обучения школьников на основе системы программ «1С:Образование 5. Школа» и цифровой библиотеки учебных пособий «1С:Школа» по всем основным школьным дисциплинам.”

К сожалению, ученики чаще видят ошибку 502 Bad Gateway, чем задания. Это связано с высокой нагрузкой на сервера компании 1С и отсутствием возможности оперативно масштабировать мощности. Но многие школы упорно продолжают загонять туда учеников, мучатся, злиться, нервничать. Зачем? Правительство дало возможность школам самим выбирать платформы для проведения уроков, так почему бы не рассмотреть альтернативы?

Вторым популярным продуктом для образования стала программа Zoom, которая позволяет проводить видеоконференции онлайн. И вновь мы наблюдаем волну негодования, так как видео постоянно зависают, происходят разрывы связи. Но это не самое главное, если копнуть чуть-чуть глубже можно найти вот такую информацию:

  • 1 Апреля, 2020 – В Zoom обнаружен ряд проблем с безопасностью
  • 2 Апреля, 2020 – Уязвимость в Zoom позволяет похищать учетные данные Windows
  • 6 Апреля, 2020 – Zoom отправлял ключи шифрования на серверы в Китае
  • 6 Апреля, 2020 – Тысячи записей видеозвонков пользователей Zoom утекли в Сеть
  • 10 Апреля, 2020 – Данные пользователей Zoom оказались опубликованы на хакерском форуме
  • 14 Апреля, 2020 – Более 500 тыс. взломанных учетных записей Zoom доступны на хакерских форумах
  • 16 Апреля, 2020 – Уязвимости позволяют подглядывать за чужими видеозвонками.
  • 22 Апреля, 2020 – Zoom несколько месяцев игнорировала сообщения об уязвимостях в ее сервисе

И это далеко не все, что можно найти в сети, но учителя и администрация многих школ упорно продолжают использовать данный сервис для проведения уроков. А почему не взять, как альтернативу Skype или Discord? Те же видеозвонки в режиме конференций, тоже бесплатно и намного более стабильны?

Ответ на все вопросы один – низкая компьютерная грамотность педагогов и администрации школ, а так же отсутствие людей, которые обслуживают школьную технику. Далеко не во всех школах есть системные администраторы, которые могут подсказать или научить, а там где есть, как правило просто совмещение должностей. За редким исключением в школах существуют отдельные сотрудники, отвечающие за состояние компьютеров, инфраструктуры и могут найти, подготовить площадку для проведения онлайн-уроков.

На текущий момент могу выделить пока один сервис, который справляется со своими задачами в полной мере – Яндекс. Почему не перейти с дырявого Zoom в Skype, а с глючного 1С на Яндекс? А вот тут я ответить затрудняюсь, так как понять, что в головах наших директоров школ, чиновников образования и прочих причастных сложно. Обратиться за помощью им, видимо, религия не позволяет, поэтому приходится страдать всем от учителей до родителей.

Нельзя не сказать и о том, что не в каждой семье имеется возможность отдать компьютер ребенку в полное распоряжение. Особенно принимая во внимание тот факт, что многие родители вынужденно перешли на удаленный формат работы. Не подготовленными к дистанционной форме обучения оказались и многие жители маленьких городов и сел в глубинке – некоторые населенные пункты до сих пор не имеют стабильного интернета, а значит и доступа к большинству онлайн-сервисов. А у кого-то даже компьютеров нет.

Остается надеяться, что серьезный вызов, брошенный эпидемией, наконец заставит чиновников шевелиться и обратить внимание на сферу образования в целом, и дистанционного обучения в частности.
Covid-19 Мнение

Оцените статью